Революция - Статьи - Корни европейского либерализма, или о плохих и хороших людях

Один человек на одном форуме (http://www.zavtra.com.ua/forum/), с которым мне пришлось вести дискуссию, утверждал, что все люди плохие. То есть, утверждал он, если человека поставить на высокую должность, дать ему власть, он обязательно воспользуется ею в корыстных целях. Поэтому давать государству большие полномочия опасно. Государство и власть плохие по определению, поскольку люди, их представляющие, получают возможность этой самой властью злоупотреблять и притеснять, соответсвенно, свободу других. Разъяснял он подобным образом идеологию либерализма, с которой, возможно, вы и сами знакомы. Растёт эта идеология, естественно, не с пустого места, а имеет вполне определённые корни. Вот давайте же разберёмся, откуда взялась подобная догма и вообще, поговорим о плохих и хороших людях.
Но сначала я хотел бы обратить внимание на некоторые вещи. Какое отношение имеет утверждение о том, что все плохие, к свободе? Никакого. Либералы утверждают, что их идеология - дать человеку максимум свободы. Посмотрим, что имеет место на самом деле. Утверждая, что все плохие, мы заранее объявляем человека плохим, даже если он ещё ничего плохого не сделал. Типа, ещё может сделать, кто его знает? Если человек сделал что-то хорошее, мы всё равно продолжаем считать его, по определению, плохим. Мы, по сути, ничем не отличаем его статус от тех, которые и совершали что-то плохое. Мы всех уравниваем. Если же человек предлагает нечто, могущее, по его мнению, улучшить жизнь всех (или хотя бы группы), он не получает никаких преимуществ. Быть хорошим и получать что-то хорошее от других в ответ он не свободен. Фактически, эта концепция удерживает его от попыток выйти за рамки регламентированной системы действий, поступков и мыслей, проявить самостоятельность не в том, чтобы совершать те же самые действия независимо от других, а в том, чтобы совершать другие действия. Ясно, что никакой свободой здесь и не пахнет.
Итак, на чём базируются идеи либерализма? Надеюсь, что вы знакомы с моей концепцией ступенчатого развития цивилизации (http://ncivz.narod.ru/nw.html). Корни европейского либерализма следует искать в христианстве. Христианская концепция очень сильно замешана во многих представлениях и установках европейской цивилизации и культуры. Западноевропейской в особенности. Какую модель нам представляет христианство? Человек грешен (плохой), причём исходно грешен, т.к. на нём грех предка всего человечества. Может человек судить о справедливости и истине? Не может, судить только бог может и будет судить всех по окончании земной жизни, т.е. справедливость всё равно восторжествует, но не человеку об этом заботиться. А вместо бесплодных попыток искать истину просто верить надо, и всё. Что касается нравственных принципов - считается, что каждый человек имеет желания, желания не всегда хороши, но сопротивляться желаниям человек не в силах на все 100%, потому мы должны всем их грехи прощать. Человек поступает плохо - мы должны прощать. Что ж поделаешь, порочен по своей природе. Как мы понимаем, такая концепция справедлива тогда, когда основные мотивы для принятия решений у человека лежат в эмоциональной сфере. Но подобное имеет место лишь для определённого уровня развития системы ценностей. Христианские монахи должны были вырабатывать устойчивость к искушениям, то есть к желаниям. Давайте посмотрим, что должны были вырабатывать люди и что нужно было им прощать в другие эпохи. Подвиги Геракла. Богиня Гера всё время наводит на Геракла безумие, приступы ярости, во время которых он совершает плохие поступки. После чего ему приходится расплачиваться за это долгими тяжёлыми подвигами и вырабатывать смирение, устойчивость к импульсивным действиям. За это Геракла (и других греческих персонажей), опять же, и прощают. Что в центре древней системы ценностей? Сила! Но не только сила физическая, а даже в первую очередь сила характера, решительность, смелость. Таким образом, мотивы поступков для древних лежали, по большей части, в волевой сфере. Но не будем же мы считать, что сменившая в своё время эту древнюю концепцию концепция христианская будет существовать бесконечно долго? Уже пришло время её деконструкции. Посмотрим, что считали необходимым прощать наиболее прогрессивные люди прошлого и нашего времени. "Каждый может ошибаться". "Я знаю только то, что ничего не знаю". Прощать надо ошибки! В то же время, совершенствуя своё понимание вещей, стремиться к их искоренению. Таким образом, устаревшая концепция христианства заканчивается там, где человек начинает думать, где переходит к оценке окружающего мира преимущественно с точки зрения интеллекта.
Так насколько же оправдано в современном мире представление о том, что люди вырастают непременно плохими? Никак не оправдано. Более того, совершенно очевидно, что люди, вырастающие в нормальной среде, где они получают адекватную оценку своим поступкам, начинают ориентироваться на взаимное уважение и сотрудничество, на то, что другие будут стараться помочь им и поддержать хорошие начинания. Лишь те, кто получает от людей гадости вне зависимости от отношения к этим людям, незаслуженно, начинают вести себя подобным же образом. Они перестают учитывать интересы других людей и освобождают себя от каких-либо обязательств перед окружающими. Данная модель, где все мешают друг другу, является, безусловно, ужасно неэффективной. Таким образом, мы видим, что либерализм является абсолютно архаичной, неэффективной моделью, лишающей людей возможности поступать правильно.
Как же мы должны поступать и в соответсвии с какой моделью вести себя в реальной жизни? Мы должны с хорошими людьми поступать хорошо, а с плохими - плохо, тогда число хороших людей увеличится, а плохих - уменьшится. Вот вам замена христианской модели, понимаешь.



Сайт управляется системой uCoz