Революция - Статьи - О национализме

Национализм - позорное негативное явление, которое должно быть изжито.

1. Исторический экскурс
Рассмотрим корни и место национализма среди других способов объединения людей. В дополнение к этому те, кому изложение моей концепции на сайте http://ncivz.narod.ru показалось недостаточно ясным, возможно, смогут больше прояснить для себя её сущность.
Поскольку такой феномен, как передача мыслей на расстоянии, вообще говоря, отсутствует, то люди привыкают давать другим оценки и отыскивать мотивы и объяснения для их поступков в своей собственной голове и на основе своих собственных представлений. Вопрос: в каком случае между людьми возможно взаимопонимание? Ответ: в том случае, если существует единая концепция объяснения и оценивания поступков и мотивов, единая система мировосприятия, которая может быть понята и принята всеми и которая является универсальной и достаточной для объяснения и характеристики любых явлений и поступков. Такая система существует? ТакИЕ системЫ существуЮт. Чем они отличаются? Они отличаются глубиной проникновения в окружающую действительность, в суть явлений, в потёмки внутреннего мира человека, они отличаются уровнем и возможностями, которые предоставляют. Но в данном случае для нас важно то, что они обеспечивают разный уровень достижения взаимопонимания между людьми, разную силу тех связей, которые их объединяют в одну общность. Сколько таких концепций? Три, на сегодня (учитывая, что я (думаю, и вы тоже) не собираюсь углубляться в первобытнообщинный строй). В настоящий момент, в том числе, и печатая этот текст, я, понимаешь, пытаюсь создать четвёртую.
Каждая из этих систем соответствует определённому этапу развития цивилизации, и её построение является обязательным условием для перехода к этому этапу.
Рассмотрим первый этап - 4е-2е тысячелетия днэ. Этому этапу соответствует (была ведущей) наиболее примитивная и слабо объединяющая людей концепция. Основным инструментом объединения и организации людей в единую общность была традиция. Причём, традиция не в современном понимании, а в узком - безусловные догматические предписания, ритуалы, табу. Человек понимал мир через узкопрагматическое мышление. Каждому действию приписывался определённый символический смысл. Вся жизнь человека была расписана алгоритмами, на каждый случай предусматривались определённые детальные предписания. Очень большое значение имели родственные связи, принадлежность человека к определённому клану, племени. Объединение в одно целое племён, имевших разные ритуально-мифологические системы, было невозможно. Вместе с тем, контакты разных древних держав, и некоторые заимствования в мифологических представлениях и традициях в конце концов подготовили почву для перехода к слеующему этапу. Традиция служила и средством управления людьми. Сложная и запутанная древнеегипетская мифология несёт следы длительной тысячелетной борьбы за установление традиций между разными группировками внутри Египта. Придя к власти, каждая группировка стремилась возвысить и поставить на первое место именно своего, часто второстепенного, бога, что требовало и соответствующего переиначивания сложившейся мифологии. Ситуация мифологического произвола, имевшая место в античности, когда греческие философы, например, прямо высказывали сомнения в существовании богов, а некоторые римляне поклонялись богам из восточного пантеона, была совершенно невозможной. Отголоски этой древней системы сохранились до наших дней, хотя длительные усилия по её уничтожению и вытеснению привели к тому, что первоначальный смысл сохранившихся ритуалов, примет и обычаев оказался совершенно забыт. Вместе с тем, у некоторых (очень малого числа) народов и племён, оказавшихся в силу каких-то причин в относительной изоляции, данная система не только сохранилась, но и остаётся ведущей. В качестве примера можно привести население горных районов Чечни, и, в меньшей степени, ряда других регионов Кавказа. Характерным чертой данной системы мировосприятия является отношение к человеку как к вещи, например, на данном этапе у разных, практически всех, народов мира существовали человеческие жертвоприношения, с мифологически оправдываемой целью, а в курганах умерших вождей наряду со всякой утварью (чтобы пригодилась в загробной жизни), захоранивали слуг. В связи с её крайней вредностью, данная система мировосприятия в сохранившихся местах требует скорейшего доуничтожения и замены на более прогрессивные.
После разгрома традиционных цивилизаций, после крушения их мира, на второй волне приходят новые молодые цивилизации с куда уже более прогрессивной культурой. И другим мировосприятием. Создаются первые большие наднациональные образования, например Персидская держава. Почему это становится возможным? Люди находят и видят новые другие способы объединения, в основу которых ложится не поклонение традициям, а понятие лидерства, присоединение к реализации неких программ, которые создаются людьми под конкретные, понятные всем цели, а не следование догматическим, мифологически оправдываемым предписаниям жрецов. Варвары, вторгшиеся на пространства первых цивилизаций, были хуже вооружены, обладали менее развитой материальной культурой и куда меньшей суммой накопленных знаний, но они превосходили своих противников в главном - в организации, в твёрдости воззрений, в силе объединяющих факторов. И поэтому они победили и построили свои, новые цивилизации.
Главным понятием, описывающем принципы объединения людей в эпоху античности, можно считать силовой центр. Каждый человек, живиший в античную эпоху, знал, что он должен принадлежать к определённой группировке, которая его и защитит, и поспособствует реализации его целей. Если эпоха первых цивилизаций оставила нам в наследство такое "изобретение", как бюрократический аппарат, то главной разработкой второго этапа стала политика, система организации власти. Античность раздвигает границы свободы. Каждый человек располагает волей, которую уже нельзя легко подавить с помощью традиций, поэтому каждый, кто будет защищать свой город в случае войны и поддерживать существующий режим, должен быть свободным. Однако, типичные отношения между людьми той эпохи строились на основе выяснения того, кто главней и кто кому должен подчиняться. Эта система восприятия дожила до наших дней в значительно большем объёме и сохранила сво влияние в значительно большей степени, чем первая, хотя и не является ведущей. Характерной концепцией, в которой нашла своё отражение данная система мировосприятия, является философия Ницше. Интересно его обращение к персидским религиозным учениям 1 тыс. днэ. Архаичность системы, безусловно, требует борьбы с ней. Несмотря на то, что время её уже давно прошло, ещё в первой половине 20в. предпринимались масштабные попытки использовать её в качестве ведущей для устройства общества. Одна из таких масштабных попыток была предпринята Сталиным в рамках одной страны, однако его модель жёсткого силового управления и тотального контроля не прижилась, несмотря на массовые репрессии. Другая попытка зашла дальше и была разгромлена мировым сообществом, которому пришлось приложить для этого значительные усилия. Примитивизм и низкоуровневость представлений немецкого фашизма и японского милитаризма являются хорошей иллюстрацией наиболее негативных сторон данной системы мировосприятия. Провал же планов Гитлера и его союзников показывает, что совсем непросто в глобальном плане обратить историю вспять, даже ценой огромного числа жертв. Здесь я сделаю ещё одно замечание, хотя и не относящееся к теме прямо. Для любителей сравнивать сталинизм и фашизм, замечу, что здесь есть очень существенная разница: в первом случае может быть речь лишь о попытке построения тоталитаризма, не увенчавшейся успехом, во втором - о реально построенном тоталитаризме, который пытался распространить себя на весь мир. Фактически Гитлеру ведь удалось включить в своё НКВД и заставить проводить репрессии весь немецкий народ. То есть именно в "демократическом" капиталистическом государстве построить тоталитаризм оказалось проще и сам он оказался значительно страшнее.
Поскольку главным объединяющим и организующим фактором служил силовой центр, власть императора, после ослабления и утраты этого центра римляне оказались совершенно в беспомощном состоянии. И здесь мы наблюдаем очень интересный феномен - что помогло всё-таки Риму сохранить влияние, и не только сохранить влияние, но и пронести через средневековье многое из своего культурного наследия? Христианство! То самое учение, которое римские императоры начала новой эры считали вредным и подвергали гонениям, после прихода варваров оказалось единственным инструментом воздействия на них, монахи стали единственными хранителями культуры и образованности. Это учение оказалось прекрасно подходящим для новой эпохи и легло в основу современной западноевропейской (и восточноевропейской) цивилизации. В чём суть изменения отношений между людьми? На место силового подчинения ставится выгода. Та самая заинтересованность, о которой нам все уши прожужжали сторонники формационного подхода. Именно и только в 3й эпохе. Хотя разница, например, между средневековым крестьянином и рабом в условиях, по сути, не очень велика, подоплёка совсем другая: если раб подчиняется силе, крестьянин находится с господином в отношениях некой взаимной выгоды: он обеспечивает его материально, тот его защищает от врагов, можно, например, в случае чего, спрятаться в замке. Было принято показывать, что феодал заботится о своих подданных, и наоборот, что те признательны ему за добро. Позже, когда необходимость в прямой защите от врагов отпала, а развитие производства требовало рабочих рук, феодализм трансформировался в капитализм. Но принцип остался тот же: капиталист даёт возможность нам работать на своём заводе и забирать часть дохода себе, мы должны быть признательны ему за добро. Включите телевизор и посмотрите очередную рекламу, в которой вам расскажут, как кто-то заботится о вас или создал что-то, что будет заботиться о вас.
Национализм - есть изобретение третьей эпохи, обеспечивающее объединение людей на глобальном уровне. В основе его, по сути, эмоциональные реакции, которые или вызывают чувство некой сопричастности с людьми, которые похожи на тебя, или отторжения людей, у которых другие традиции, вкусы, нравы, кажущиеся тебе дурацкими. Традиции третьей эпохи - совсем другое явление, нежели традиции первой, они несут не практическую нагрузку, а эмоциональную, они направлены на человека, они призваны верно настроить его эмоциональное состояние, упростить включение тех или иных мотивов, они сложны и более гибки. В третью эпоху успех страны во многом определяется привлекательностью её традиций и культуры и мощью экономики. Национальные традиции и самосознание существуют независимо от наличия силового центра. Именно поэтому национальные государства оказались прочнее античных силовых держав и возрождались после завоеваний и оккупаций. Это же мешало созданию больших наднациональных империй и наоборот, способствовало объединению мелких государств с близкими языком, традициями и культурой в более крупные. К настоящему времени все большие наднациональные империи, типа Британской, Османской, Австрийской и пр., распались, колониальная система, построенная путём завоеваний, разрушена, но это самое национальное самосознание продолжает распалять умы некоторых особо впечатлительных субъектов.
Вставай, проклятьем заклеймённый, весь мир голодных и рабов,
Кипит наш разум возмущённый и в смертный бой идти готов!
Весь мир насилья мы разрушим... и т. д.
20й век сделал нас свидетелями принципиально иного явления - интернационализма. Как такое невыгодное, с точки зрения традиционной психологии, явление интернационализма стало возможным? И что лежит в его основе? Мощная штука. Общность идей, взглядов, убеждений. Это тебе не традиции. С этим возьмёшь автомат и поедешь, по своей доброй воле, воевать в Испанию, в составе интернациональных бригад, против злобных фашистов. Но пасаран!
За этим будущее.

Сводная таблица типов мировосприятия

номер эпохи временной промежуток центр личности находится в основополагающая структура общества субъективно самая важная потребность
1 4-2 тыс. днэ сфера рефлексов, стереотипов, практич. мышления бюрократический аппарат привычка свыше нам дана, замена счастию она...
2 ок 1200 днэ - 4-5 вв. нэ волевая сфера власть и армия сила, мощь
3 1-2 вв. нэ - наши дни эмоциональная сфера экономика любовь
4 будущее интеллектуальная сфера наука свобода

 

 

 

"На смену концепции независимости приходит тезис о многосторонней зависимости между всеми отдельными элементами международной системы. Это лишь первый, но совершенно необходимый шаг от нынешнего анархического и неуправляемого состояния в мире, в основе которого лежит т.н. “суверенитет” хаотического множества конкурирующих и ссорящихся государств. Национальный суверенитет представляет собой в век глобальной империи человека главное препятствие на пути к его спасению. И тот факт, что он упорно сохраняет значение как руководящий принцип государственного устройства человечества, представляет собой типичный синдром нашего ненормального культурного развития, а следовательно, и всех наших затруднений. В современную эпоху национальный суверенитет, по сути дела, равносилен массовому самоубийству"

Аурелио Печчеи, создатель Римского Клуба

2. Борьба с национализмом
В истории рано или поздно наступает момент, когда прежде объединяющая сила становится в основном разобщающей. Именно это произошло сейчас с национализмом. И тогда нужно приложить усилия, чтобы свести её с исторической сцены. Великая эллинская цивилизация пала жертвой собственой разобщённости. Несмотря на то, что греки прекрасно понимали, что они один народ и что их сила в единстве, лишь в нескольких эпизодах - сначала в греко-персидских войнах, а затем в краткий период Александра Македонского они смогли объединиться. Не сумев преодолеть свои амбиции и мелочные претензии друг к другу, они пали жертвой римской политики "Разделяй и властвуй!". Точно так же, столкнув лбами разные города Мексики, Кортес сумел победить индейцев руками самих индейцев. В нашу эпоху национализм, сыграв свою положительную роль в формировании наций, становится одним из самых вредных и дестабилизирующих факторов.
Чем отличается национализм от патриотизма? Если патриот, видя культурные или иные различия между народами, осознанно делает выбор в пользу своей национальной культуры, понимая её преимущества и отдавая ей предпочтение в силу того, что эта культура в большей мере отвечает его мировоззрению, если он вполне осознанно может объяснить, чем его нация лучше другой, то националист, принимая тезис о превосходстве и уникальности своей нации как аксиому, подбирает затем самые глупые и неправдоподобные аргументы для её иллюстрации. Патриотизм обоснован, национализм вреден и туп, поскольку глупо доказывать превосходство своей нации там, где его нет, и искать отличия своей нации от другой там, где нет никаких отличий. Националист старается сохранить свою страну лишь формально, поскольку для него "наша" - та, что находится в его собственности, патриот - фактически, поскольку для него "наша" - та, в которой он хотел бы жить. Мне нужна именно Россия, а не, пусть и принадлежащая мне, (вторая) Америка или Англия! Те, кто хочет жить, как в Америке, пусть туда и убираются!
Мы не должны быть националистами, но мы должны бороться с национализмом. Мы должны бороться как со своим собственным национализмом, так и с чужим национализмом. Глупо в то время, как некто утверждает, что ты - его враг, говорить: "Нет, мы с ним не враги". Наша цель в этом случае будет заключаться не в том, чтобы полностью подавить его национальное самосознание и заставить отказаться от всех своих традиций в пользу наших, а в том, чтобы заставить отказаться от идиотской мысли считать нас и всех вокруг своими врагами. Так, мы должны победить чеченов не с целью заставить их стать русскими, а с целью заставить их вместо чеченов-дикарей стать цивилизованными чеченами. Точно так же, как мировое сообщество, победив фашистскую Германию и милитаристскую Японию и принудив их к безоговорочной капитуляции, заставило их отказаться от своей агрессивной, направленной на уничтожение других народов, политики и стать нормальными цивилизованными странами. Из исторических примеров мы прекрасно можем видеть, какой вред приносят попытки потакания национализму и политика умиротворения агрессоров. К сожалению, национализм затуманивает благоразумие людей, несмотря на совершенную очевидность того факта, что националисты наибольший вред приносят именно своему собственному народу. Националисты, нападающие на иностранных студентов, наносят вред престижу своей страны и мешают распространению в мире её культурного влияния. Немецкий национализм выгнал из страны многих учёных, которые уехали развивать науку других стран. Первыми жертвами немецкого нацизма стали сами немцы, так же, как испанцы - жертвами режима Франко, чилийцы - жертвами режима Пиночета, чеченцы - жертвами режима Дудаева. Каждый гражданин должен бороться против своего собственного национализма, ибо, даже если и не станет жертвой репрессий, национализм сделает его врагом, объектом ненависти и мишенью для людей других национальностей. Тезис о том, что нельзя всех представителей данного народа называть бандитами, фашистами, террористами и т.п., вообще говоря, конечно верен, но с утверждением национализма в качестве главной идеологии он теряет свою актуальность. Прочитав пример №1 из фактов о чеченах, мы найдём рассказ русской семьи о том, что в то время, как одни чеченцы хотели их убить, другие предупредили и защитили, проводив до границы. Во время войны одна женщина, у которой дома прятался раненый красноармеец, обратилась к немецкому доктору, и тот помог ему, не выдав своим. Однако, когда национализм становится нормой, то даже тем, кто не разделяет подобной идеологии в своих мыслях, придётся не только внешне показывать, что они придерживаются этих взглядов, но и следовать им в действиях. Они, вместе с убеждёнными националистами, своими руками будут выполнять назначенные им преступные задачи и способствовать раскручиванию национализма. Во время Нюрнбергского процесса даже самые отъявленные злодеи и боссы фашистского рейха в один голос утверждали, что они только выполняли приказ. Поэтому важно, безусловно, не только просто следовать общечеловеческим ценностям и полагать, что этого достаточно, но и вести с национализмом и его ростками во всём мире, так же, как и с другими отсталыми и реликтовыми явлениями, беспощадную борьбу, вплоть до полного искоренения.



Сайт управляется системой uCoz